Что нас ждёт в будущем
Молекулярные компьютеры
Молекулярная вычислительная техника является одним из вариантов развития компьютерной индустрии в будущем. Элементы этой техники в сотни раз будут меньше нынешних кремниевых аналогов. Сегодня можно сказать, многочисленные технологии уже отработаны, создание же жизнеспособного прототипа молекулярного компьютера остается пока мечтой.
Искусственный интеллект
Это, на мой взгляд, одно из самых интересных, перспективных и загадочных направлений будущего. Вы только представьте себе как это интересно – машина, способная мыслить как мы. Одна только мысль об этом заставляет нас задуматься о будущем всего человечества. Ведь ИИ – это очень опасная штука!!! Я считаю, что если человечеству удастся создать ИИ, то тогда кинофильмы «Матрица», «Терминатор» и им подобные станут реальностью.
Начало эры искусственного интеллекта приходится на середину прошлого века, когда Алан Тьюринг в своей работе "Может ли машина мыслить?" (оригинальное название - Computing Machinery and Intelligence) сформулировал критерий интеллектуальности, который до сих пор остается основным определением этого понятия.
Поистине, всякое стремление сформулировать четкое определение понятию "интеллект" обречено, оттого что нам не знакома природа интеллектуальности. Попробуйте спросить себя – «Является ли собака интеллектуальным существом» - здесь ответы будут неоднозначными. Единственное действительно интеллектуальное существо, в котором нельзя сомневаться - это человек. Именно из-за этого для определения интеллектуальности компьютерной системы её нужно сравнивать с человеком. Давайте обратимся к энциклопедии и посмотрим, как дать чёткое определение ИИ. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, раздел информатики, включающий разработку методов моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ отдельных функций творческой деятельности человека, решение проблемы представления знаний в ЭВМ и построение баз знаний, создание экспертных систем, разработку т. н. интеллектуальных роботов.
Нейронные сети
В последнее время все чаще стали говорить о нейронных сетях. Развиваются целые сегменты математики, изучающие нейронные сети, я даже слышал, что в некоторых университетах появился новый предмет - "Основы нейронных сетей". Что же такое нейронные сети, где и как они применяются?
Я думаю, значит, я существую…
Ещё создатели первых компьютеров хотели научить свои детища "мыслить" – это было не что иное, как попытки создания искусственного интеллекта. Но, как же вынудить железо думать и мыслить? Самым легким вариантом является перерисовка по образу и подобию человека, конкретнее - его мозга. Ну что ж, давайте, разберемся, как же устроен наш с вами мозг.
Наша нервная система состоит из нейронов - тех самых нервных клеток, которые "не восстанавливаются". Нейроны связывают нервные волокна, а те в свою очередь нервные импульсы. Все "мыслительные" процессы в человеческом организме реализованы как передача электрических импульсов между нейронами.
Ну и естественно нужно разобраться, как устроены нейроны? Нужно опять обратиться к умной книжке – энциклопедии. Нейрон (от греч. neuron — нерв), нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков — относительно коротких дендритов и длинного аксона; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны проводят нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему (чувствительный нейрон), от центральной нервной системы к исполнительным органам (двигательный нейрон), соединяют между собой несколько других нервных клеток (вставочные нейроны). Взаимодействуют нейроны между собой и с клетками исполнительных органов через синапсы. Чтобы понять, что такое синапс, представь себе небольшой переходник, соединяющий коннекторы разных типов. Синапс - это и есть тот самый переходник, соединяющий дендриты нейрона с аксонами других нейронов. Еще одна функция синапса - это усиление сигнала. Множитель увеличения силы импульса принято называть весом синапса. Теперь давайте разберемся с самой нейронной сетью. Нейронная сеть - это набор соединенных между собой нейронов. Функции всех нейронов сети постоянны, а веса и параметры (импульсы) могут изменяться. Нейронная сеть имеет внешние входы и внешние выходы. Мы передаем сети информацию на внешние входы, а получаем преобразованную сетью информацию на внешних выходах. Выходит, что задача нейронной сети - это преобразование одного вектора в другой, причем в процессе преобразования принимают участие все нейроны сети. Ясно, что сейчас мы говорим о математической нейронной сети, а не биологической. Концепция нейронной сети заключается в выборе архитектуры сети и подборе весов сети. Подбор весов - это обучение сети. Получается, что нейронные сети - это нечто среднее между центральным процессором и человеческим мозгом. Но почему же главенствующую роль занимает компьютер, все дело в том, что при создании сети не используется ни одна живая материя и все основано только на математической модели.
Квантовый компьютер
Квантовый компьютер - это система из нескольких (возможно, из довольно большого числа) кубитов. Эти компьютеры призваны преподнести всёму человечеству новые принципиально новые алгоритмы, присутствующие только на бумаге. Самым важным плюсом такого компьютера является его огромная скорость решения различных задач, к примеру, этот компьютер можно использовать для расшифровки такой «идеальной» криптосистемы как RSA.
Internet 2
Возможно, кто-то уже слышал об этом новшестве, но для большинства это ещё неизведанная ступень. Начнем с того, что определим причину создания Internet’a намбер 2. А причина банальна – захламление, коммерциализация нынешнего Internet'a, а всё это, несомненно, тормозит развитие технологий. К тому же, в нынешнем Интернете используется протокол четвертой версии (IPv4), который влечет за собой проблемы с производительностью, не решающиеся полностью даже увеличением пропускных каналов. Неприспособленность к передаче специфического и чувствительного к задержкам трафика (мультимедийные потоки, например голос или видео), отсутствие встроенной защиты информации и другие ограничения протокола тоже являются минусами и-нета. Создать I2 предложили ученые и исследователи США и в 1996 году этот проект начал своё существование и продвижение. Неоспоримым достоинством являются ОГРОМНЫЕ пропускные способности, возможно, вы удивитесь или не поверите, но факт остается фактом - 357 Гигабайт в сети нового поколения были переданы всего за 10 минут!!! Но радоваться тут нечему, Internet 2 доступен только для учебных заведений США. И сейчас нет никаких предпосылок для предоставления свободного доступа к I2, возможно это правильно, ведь Internet 2 создавался не для того, чтобы стать ещё одной мусорной свалкой.
Обзор основных и самых интересных технологий будущего позади, теперь остается подвести черту и сделать определенные выводы.
Когда наступит завтра?
Научный мир не стоит на месте, и, несомненно, рано или поздно все эти технологии будут так же доступны, как телефон и телевидение, которые в период своего появления были признаком крутости. Но не надейся, что подобный прорыв произойдет "вот-вот", да возможно эти ноу-хау и появятся в недалёком будущем, но вот воспользоваться ими, я думаю, получится только у наших потомков. Проблемы решаются медленным, зато стабильным эволюционным развитием, которое может затянуться не на одно десятилетие.
Но всё же не стоит слишком расслабляться и предоставлять все возможности машинам, ведь кто знает, что могут сотворить роботы, способные мыслить подобно человеку. И тогда, как это обычно бывает у фантастов, фильмы «Матрица», «Я робот», «Терминатор» станут явью и нам предстоит борьба за выживание на своей собственной планете, против своих же созданий. Все нужно продумывать на тысячу шагов вперед и не торопить события, потому что выход из под контроля робота, который управляет ядерными зарядами, приведёт к неизбежной катастрофе.
Людям же нужно не отставать от времени и шагать с ним в ногу, чтобы потом не стать рабом, когда только компьютерная элита будет иметь право на свободную жизнь. Если вы потеряетесь в бурлящем котле информационных технологий будущего, то вас ждет не завидное будущее. Нужно двигаться вперед, оставляя нижний уровень тем, кто не хочет развиваться и учиться.