ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ УРОКОВ.
Ослабление воспитательных функций семьи - тенденция, обусловившая появления ре-жима продленного дня в конце 1950-х годов характерна и для настоящего времени. Со-временные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обя-занности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках.
Особенно остро переживает семья занятость матерей. Нигде в мире нет такого числа работающих женщин по отношению к общему количеству трудоспособного населения ,как у нас в России. Отечественные социологи подсчитали, что городская работающая женщина тратит на воспитание своих детей времени в 12 раз меньше, чем на домашний труд. И даже жалкие среднестатистические 12 -15 минут в день, остающиеся у нее на об-щение с детьми, тоже нередко «съедает» труд в домашнем хозяйстве.
Еще один нерадостный показатель нашей жизни, отмечаемый социологическими ис-следованиями: «Каждый седьмой ребенок в России воспитывается в неполной семье. Это 14% семей. За последние пять лет этот показатель вырос на 3%, что почти совпадает с так называемым коэффициентом разводимости».
Однако не могут быть абсолютно спокойными и работающие родители благополучных школьников, которые сразу после уроков отправляются домой. Чем занят ребенок млад-шего школьного возраста, когда сидит дома один? Делает уроки, читает умные книги, ри-сует и музицирует? Нет, он до одури смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Как правило, у него нет общения, нет интересных занятий, новых впечатлений, нет вы-думки и творчества. Преобладающее состояние – скука.
Современные специалисты (социологи, психологи, педагоги), занимающиеся пробле-мами социализации детей, единодушно приходят к выводу, что детям в условиях стреми-тельных перемен социальных процессов, идей, отношений, мест обитания необходимы своеобразные островки стабильности. Дети нуждаются в определенной защищенности от чрезмерных социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, им необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые. Им категорически вредно долго оставаться в одиночестве, чувствовать себя забытыми, мучаться своими дет-скими страхами.
Конечно, лучше всего естественную адаптацию к сложностям и переменам социальной жизни осуществляет семья. Но у многих семей сейчас явно не получается быть таким «на-дежным причалом». Взрослые заняты своими проблемами, а детское одиночество, забро-шенность, иногда только ощущаемая бесприютность, к сожалению, чаще всего находят выход в криминальном поведении, наркомании.
Младшие школьники уже заражены этими бациллами девиантного (отклоняющегося) поведения. И если школа часто не в силах удержать подростков, так как, к сожалению, оказалась почти разрушенной система бесплатного детского творчества (кружки, спор-тивные секции и т. д.), то младших школьников она еще может увлечь. Вот почему необ-ходим продленный день. Школа, которая организует для ребенка после уроков интерес-ные занятия в кругу ровесников, способна уберечь его от прямых и агрессивных асоци-альных влияний. Конечно же, режим продленного дня нельзя воспринимать как панацею. Однако он может защитить детей от водоворота взрослого безжалостного социума, обес-печить их нормальную социализацию.
Обратимся еще к одной тенденции, которая делает сейчас актуальным режим продлен-ного дня. Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развиваю-щая, личностно ориентированная школа. А это значит, что она просто не сможет обойтись без режима продленного дня. Почему? Задача развития личности каждого ребенка требует времени, места, условий, специалистов и расширение самого педагогического пространст-ва школы.
«Продленная» педагогическая территория позволит органично соединиться со школой тому, что сейчас работает как отдельная система дополнительного образования.
Известно, что учитель на уроке имеет дело с детьми, разными по темпераменту, спо-собностям, познавательным интересам, по полу, наконец. А технология классно – урочной формы обучения неизбежно заставляет его действовать в расчете на «среднего ученика», потому что учащимся одного возраста, собранным вместе в одном помещении, нельзя иначе представить «единицу» знания.
За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовле-нии поделок из бумаги.
В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым извле-кая его, насколько возможно, из стихийного культурно – образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство.
Это понятие ввели в педагогический обиход известные ученые в области теории воспи-тания Л. И. Новикова и А. Т. Куракин. Они подчеркивали, что воспитательное простран-ство не возникает само по себе, а всегда является результатом специальной организован-ной работы педагогов.
Здесь, в режиме продленного дня, ребенок должен быть защищен (физически и психо-логически), он должен быть занят разнообразной деятельностью, наконец, ему должно быть интересно и весело.
Создать такое особое воспитательное пространство продленного дня возможно только совместными усилиями квалифицированных специалистов – школьных учителей, педаго-гов системы дополнительного образования – при участии родителей младших школьников и, конечно, в первую очередь, самого воспитателя продленного дня.