РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.
Основные обязанности воспитателя группы продленного дня регламентирует Закон РФ« Об образовании» и Положение об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня. В этих документах отмечено, что воспитатель должен доби-ваться эффективной реализации задач воспитания в каждом из моментов режима про-дленного дня: на самоподготовке, прогулке, при организации питания детей, в кружковой работе.
Воспитатель должен хорошо знать учебные программы, учебники. Работая совместно с учителем, воспитателю требуется учитывать, какие разделы отдельных предметов труд-но усваиваются учащимися и вовремя предусмотреть меры, которые помогут на занятиях самоподготовкой предупредить или преодолеть эти трудности.
Воспитатель является организатором и участником всего многообразия деятельности детей: в познавательной работе, играх, труде, общении. Это, несомненно, делает его более близким детям человеком, позволяет воспитателю создавать естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.
Воспитатель выступает организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям, на-выкам, которые формируются в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. В общении с вос-питателем дети ждут проявления его собственного личностного отношения к тому, что он организует совместно с ними. Детям хочется чувствовать себя свободнее в общении с воспитателем, они ждут от него теплых интонаций, шуток, оценки их детских суждений с дружественных позиций.
Известный педагог Ю. П. Азаров выделил ряд типичных практических умений, нали-чие которых в деятельности воспитателя характеризуют ее как творческую:
•умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей;
•умение анализировать соотношение "цель – средства - результат" применительно к выбору ситуации;
•умение организовывать жизнь детей;
•умение требовать и доверять;
•умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
•умение играть с детьми;
•умение оценивать ситуацию с различных сторон;
•умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
•умение в случайном факте увидеть существенное;
•умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздей-ствия;
•умение точно передавать свои настроения, чувства, мысли словом, мимикой, дви-жениями.
Воспитатель режима продленного дня должен строить свои функции, исходя из по-требностей развивающейся личности ребенка. Тогда его функции определяются в такие значимые области, как:
*забота о здоровье детей;
*забота об их успешности в сфере учения;
*забота о развитии культуры общения в детской среде;
*забота о нормальной социализации детей;
*забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жиз-ненному самоопределению.
Заметим ключевое слово «забота». Его ввел И. П. Иванов, построивший «педагогику общей заботы», сердцевиной которой является известная многим технология коллектив-ных творческих дел. «Педагогика общей заботы» принципиально отличается от «педаго-гики урока», которая всю школьную жизнь детей сводит к усвоению знаний, учебному взаимодействию с учителем. В учебном процессе ведущую роль играют отношения опеки.
Воспитатель продленного дня как раз и призван преодолевать «педагогику урока», за пределами уроков открывать детям огромный мир жизненных ценностей, переводя меха-низм опеки в механизм заботы.
Многофункциональность деятельности воспитателя приводит к тому, что в общении с детьми, с родителями, администрацией и коллегами – учителями он неизбежно проявляет себя в разных ролях.
Если воспользоваться идеей психотерапевта В. Леви и построить ролевое «поле тяготе-ния» воспитателя режима продленного дня, то получится довольно обширный набор ро-лей и даже разная их направленность. Окажется, что воспитателю требуется почти одно-временно выступать в разных ролях.
Нетрудно заметить такую тенденцию: нижняя область ролевых цепочек на рисунке указывает на то, как убывает, искажается воспитательная составляющая от роли к роли: веселый затейник, не способный установить должных границ своим действиям, превраща-ется в клоуна, ответственный опекун в бестолковую и хлопотливую няньку, строгий и уважаемый наставник в жестокого надсмотрщика.
Верхняя область ролевых цепочек, напротив, показывает, что скромное, традиционное педагогическое ролевое действие может вдохновенно вырасти до высоких ролевых прояв-лений: от простого рассказчика до проповедника, властителя дум, от доброй утешитель-ницы до врача, спасающего жизнь и судьбу, от профессионала, дающего тривиальные со-веты, до кумира, образца для подражания, от организатора, исполняющего инструкции, до творческого проектировщика педагогического процесса.